• ГДЕ ЛУЧШЕ СОВЕРШАТЬ МОЛИТВУ ТАРАВИХ, ДОМА ИЛИ В МЕЧЕТИ С ДЖАМА’АТОМ • Имам ан-Навави сказал: «Ученые единогласны в желательности совершения молитвы тарауих, однако они разногласили относительно вопроса, где лучше совершать эту молитву, одному у себя дома, или же с джама’атом в мечети? Имам аш-Шафи’и и большинство его сторонников, а также Абу Ханифа, Ахмад и некоторые маликиты считали, что лучше совершать эту молитву в джама’ате, как это делали ‘Умар и другие сподвижники, да будет доволен ими Аллах. И это деяние мусульман продолжалось, что стало внешним проявлением Ислама, как праздничная (‘Ид) молитва. Однако Малик, Абу Юсуф и некоторые шафииты и другие ученые говорили, что лучше делать эту молитву дома, следуя словам пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Наилучшая молитва человека – эта молитва, совершенная дома, не считая обязательной!» — См. “Шарх Сахих Муслим”, 5/378 Таким образом, пророк, мир ему и благословение Аллаха, сообщил, что молитва дома является наилучшей, и сделал исключением только обязательные молитвы, а молитва таравих не является обязательной молитвой по единогласному мнению, следовательно, она входит в число тех молитв, которые совершать дома лучше. И из числа сподвижников, которые предпочитали совершение таравиха дома, был Ибн ‘Умар, о чем рассказывал Нафи’. Ибн Абу Шейба, 2/166. Иснад достоверный Имам Малик говорил: «Многие ученые не совершали таравих с людьми (в джама’ате) и я тоже предпочитаю это» — См. “аль-Мудаууана”, 1/223 Имам ат-Тахауи, приведя мнение тех, кто отдал предпочтение совершению таравих дома, сказал: «Все они предпочитали совершать молитву в Рамадан в одиночестве, нежели с имамом, и это правильное мнение!» — См. “Шарх маани аль-асар”, 1/351 Самым сильным доводом этой стороны является хадис, который передал Зайд ибн Сабит, что однажды пророк, мир ему и благословение Аллаха, во время Рамадана установил в мечети палатку, в которой он совершал по ночам молитву. И после этого люди стали собираться возле него, совершая за ним молитву. Затем в одну из ночей они перестали слышать его голос, и подумали, что он спит и стали шуметь, чтобы он вышел к ним. Тогда пророк, мир ему и благословение Аллаха, вышел к ним и сказал: «Что с вами, почему вы не перестаете делать то, что я вижу? Ведь я опасаюсь, что эта молитва будет вменена вам в обязанность. А если она станет для вас обязательной, то вы не сможете ее совершать! Молитесь, о люди, в своих домах! Поистине, наилучшая молитва человека — это молитва в его доме, не считая обязательной!» ан-Насаи 1599. Хадис достоверный, а его основа приводится и у аль-Бухари Имам ас-Синди в комментарии к этому хадису говорил: «Это произошло в Рамадан в мечети пророка, мир ему и благословение Аллаха. И если молитва дома в Рамадан лучше, чем в мечети пророка, мир ему и благословение Аллаха, то что можно говорить об этой молитве в других мечетях?! Да, многие ученые считают, что молитва в Рамадан в мечети лучше, однако это мнение противоречит этому хадису, а в нем идет речь именно о молитве в Рамадан! Однако было сказано, что молитва в Рамадан в мечети стала лучше по той причине, что ее совершение в мечети стало из обрядов Ислама!» — См. “Шарх ан-Насаи”, 3/198